Регистрация     |    Вход













Устим Кармелюк - легенда Подолья
Как превратился простой крестьянин в знаменитого разбойничьего атамана, о котором уже полтора века песни поют?
Устим Якович Кармелюк родился 10 марта 1787 года в селе Головчинцы, что на Подолье, крепостной пана Пигловского. Архивы не сохранили подробностей о юности Устима, но легенды описывают романтическую повесть о несчастной любви…
Жил себе справный казак Устим, и было у него доброе хозяйство, красавица жена, да пятеро ребятишек. И все шло славно, пока не вмешалась судьба, не перевернула его жизнь вверх тормашками: поле Кармелюка лежало под горой, с которой круто спускалась дорога панской усадьбы. Вот по этому склону однажды в жаркий летний день и покатилась бричка пани Розалии, молодой жены помещика. Ждала бы польскую красавицу смерть неминуема, как бы не встал на пути богатырь Устим Кармелюк. Поднял на руки спасенную красавицу, прижал ненароком к груди – и осенила их любовь. И забыли они обо всем на свете: и о социальном неравенстве, и о своих семьях.
По другой версии дело было зимой, прекрасная Розалия провалилась под лед… Легенды ничего не говорят о переживаниях брошенной жены Устима, но о мести обманутого мужа, пана Пигловского, говорится много и подробно.
Пан оказался в глупом положении: вызвать на дуэль мужика не позволяла дворянская честь, просто убить – нельзя (крепостное право в Польше такого не допускало), а всего лишь выпороть на конюшне любовника шляхтянки ясновельможному пану было невместно. И помещик решил своего крепостного соперника забрать в солдаты на 25 лет. Но дело было в знаменитый 1812 год – шла война с Наполеоном.
Считать Бонапарта покорителем или освободителем - того стратегического вопроса шляхта еще не решила, и на всякий случай набор в рекруты резко сократили. Для проформы же было объявлено, что в округе свирепствует чума, и армия из этих мест пополняться не будет. Но, воспользовавшись родственными связями, пан Пигловский настоял, чтобы Кармелюка призвали. По дороге к медицинской комиссии Устим специально повредил себе ногу, комиссия признала его негодным, но пан Пигловский вновь подначил знакомых и добился нового осмотра. На этот раз Кармелюк проиграл: рана и к приезду новой комиссии зажила, и его забрали. Но не так-то просто оказалось прищучить Устима: прослужил он полторы недели и сбежал.
И началась великая Месть. Устим возвратился в родные края, сжег усадьбу соседского помещика, помогавшего отдать его в рекруты. Устима схватили и отвезли в Каменец-Подольскую крепость. Здесь его крепко наказали: 500 ударов шпицрутенами, и отправили пешком в Крымский штрафной батальон. По дороге Устим вновь бежал. Дальше жизнь Кармелюка проходила по стандартной схеме: тюрьма или ссылка – бегство – возвращение на родину – нападение на усадьбы помещиков – вновь тюрьма…
Некоторые его побеги стали легендарными. В Табольской тюрьме, считавшейся самой надежной, он выломал решетку на окне 3-го этажа, заставил всех сокамерников отдать ему одежду, связал из нее длинную веревку, затем забросил один конец на тюремную стену, а второй закрепил на подоконнике. И по этому канату вся камера выбралась на свободу! Кто-то подсчитал, что спина Кармелюка в течение жизни выдержала 4000 ударов шпицрутенами, 227 ударов батогами, а на пути домой из ссылок он прошел более 15 тысяч км. Из Сибири он каждый раз в родные края шел около года.
Если «безумная любовь» и послужила первопричиной превращение справного казака в атамана разбойников, то вскоре о ней совершенно забылось. 23 года подряд грабил Устим помещиков, сжигал усадьбы по всему Подолью и раздавал награбленное первым попавшимся на глаза беднякам. Но никого не убивал, чем очень гордился. Ни одно судебное разбирательство не сумело доказать его вины в убийстве, хотя приписывались Кармелюку самые разные преступления, даже если они совершались совершенно незнакомыми ему людьми. Много лилось крови…
Ненавистных богатеев народные мстители сжигали вместе с семьями, не щадили на старых, ни малых. «Панычи вырастают панами», - утверждали казаки, ушедшие разбойничать. Под его именем, но совсем не обязательно с его ведома, сражалось с панами свыше 20 тысяч человек. Легенда романтически окрашивает и конец бунтовщика – прекрасная полюбовница продала его шляхтичам, ночью смазала салом затворы ружей и пистолей и открыла дверь врагам.
Схоронили Устима Кармелюка в Летичеве, где в 1974 году поставили пятиметровый памятник.
Украинский народ сложил о Кармелюке много песен, легенд, рассказов. Его образ запечатлен в украинской литературе (Марко Вовчок, М. Старицкий, В. Кучер).
Порой событиями (великими и малыми) на Земле правит его Величество Случай. Хотя ничто не случайно в этом мире!
Тамара КАШКАЛОВА, Мариуполь
<< В рубрику
Подписка на еженедельник "Истинное Здоровье" в любом почтовом отделении Украины с любого месяца (до 20 числа предыдущего месяца)

Подписной индекс: 89437 - всеукраинский,   91276 - Мариуполь и районы (Першотравневый, Володарский, Новоазовский, Волновахский, Старобешевский)

Использование авторских материалов в печатных изданиях и интернете только с указанием ссылки на еженедельник «Истинное Здоровье».

На сайте наряду с авторскими материалами размещены статьи с иных сайтов с указанием источников и соблюдением правил публикации.
В случае обнаружения нарушений просьба обратиться по электронному адресу редактора и спорные материалы будут сняты с сайта.




Дизайн  Павел Чуприна  © 2011